Рекомендации ПРОГРАММИСТУ-РАЗРАБОТЧИКУ

 

После того как автор, дизайнер и методист подготовили информационную подсистему ЭУК (или хотя бы выработали принципы ее построения и подготовили в соответствии с этими принципами представительную выборку учебного материала), следует переходить к созданию программной подсистемы. Для этого, прежде всего, следует определиться с формой реализации будущего ЭУК, исходя из организации учебного процесса и имеющейся (или планируемой) компьютерной базы. Совместно с представителями подразделений технических средств обучения и другими специалистами (например, по сетям) следует решить следующие вопросы по построению системы ДО, месту ЭУК в ней и методике процесса обучения:

·        Какая должна быть выбрана форма организации взаимодействия студента и преподавателя? Как технически будет осуществляться обмен информацией между ними, и какой она должна быть по форме?

·        На какие программно-аппаратные требования должна быть ориентирована разработка ЭУК (версия операционной системы, ОЗУ, требования к видеокарте и параметрам настройки экрана и др.)? Какие из мультимедийных возможностей компьютера могут быть задействованы (мультимедийные колонки, наушники, микрофоны)?

·        Каким образом будет обеспечена работа студента с ЭУК – на обособленно работающем компьютере, подключенном в локальную сеть (если да, то в какую – одноранговую, intranet, иную), через Интернет? Студент будет работать с ЭУК в компьютерных классах представительств ДО, или, при наличии у него компьютера, он сможет изучать курс дома? От этого зависит, в частности, какую форму защиты следует предпочесть.

·        Нужно ли предусмотреть возможность распечатки материалов ЭУК (если да, то каких)?

·        Какие требования предъявляются по объемам и срокам разработки необходимого ЭУК?

Не исключено, что помимо перечисленных возникнут и иные вопросы.

После того, как все вопросы по организации учебного процесса с использованием ЭУК будут решены, разработчик и методист смогут сформировать представление о том, каким же образом информационная подсистема «спроецируется» в программную. Необходимо составить перечень (пока еще не структуру) всех функциональных программных модулей будущего ЭУК. Конечно, этот перечень будет во многом отражать состав информационной подсистемы, однако в нем появятся и специфические компьютерные элементы. В возможный функциональный состав программной подсистемы ЭУК входят:

·        модуль учебного материала (темы);

·        модули дополнительных материалов (от контекстной расшифровки терминов до нормативной базы электронной библиотеки);

·        модули заданий для самоконтроля;

·        модули контрольных тестовых заданий;

·        модуль работы с базами данных, полученных в результате работы студентов;

·        модули меню и других сервисных средств (справка по работе с учебником, словарь, электронный блокнот);

·        коммуникационный модуль (обеспечение взаимодействие преподавателя и студента);

·        защитный модуль.

По каждому функциональному модулю должны быть сформулированы обобщенные требования к его реализации (необходимость организации диалога, сценария, вычислений, многостраничного интерфейса, требуемая степень мультимедиа-оформления и т.п.). Только после такого детального анализа можно приступать к выбору базового программного средства разработки.

Базовым следует считать такое программное средство, с помощью которого осуществляется разработка структуры ЭУК и его компоновка.

Разрабатываемое программное обеспечение должно обеспечивать:

·        применимость на различных платформах;

·        обучение в режиме «on-line»;

·        простоту использования в сочетании с мощными функциями;

·        интерактивную помощь в обучении;

·        оперативность переключения с одного изучаемого раздела на другой;

·        поддержку индивидуальной и коллективной форм обучения;

·        удобный просмотр иерархии изучаемых объектов;

·        возможность выбора произвольной (помимо рекомендуемой) последовательности изучаемых разделов;

·        ввод обучающимся необходимой информации в процессе занятий с последующим ее обновлением;

·        мониторинг результативности выполнения индивидуальных заданий для обучающихся;

·        распечатку файлов, графиков, больших диаграмм на стандартных страницах;

·    гибкость представления диаграмм, графиков с выбором со стороны обучающегося их отдельных фрагментов, данных, формул;

·        анимацию процессов функционирования изучаемых систем;

·        наличие средств контроля ошибок обучающихся при выполнении индивидуальных заданий;

·        поддержку стандартов графических интерфейсов;

·        поддержку отображения GIF- и JPEG-изображений;

·        работу с глоссарием;

·        применение систем поиска разделов, заголовков, рисунков, формул, ссылок;

·        поддержку возможности создания и использования закладок;

·        вариацию шрифтов;

·        масштабирование формул;

·        нумерацию разделов, формул, графиков, рисунков;

·        ссылки на разделы, формулы, источники и работу с ними;

·        протоколирование действий обучаемых;

·        аудио, видео сопровождение;

·        контроль целостности программного обеспечения компьютерного учебника;

·        наличие полей для заметок, организация в указанных местах свободных зон для комментариев.

В настоящее время готовые средства разработки чаще всего имеют более или менее мощные встроенные языки, или скрипты, а «чистые» языки программирования в последние годы приобрели визуальные надстройки, позволяющие в большинстве случаев обходиться без написания отдельных операторов. При создании ЭУК возможен и комбинированный подход, когда часть модулей программируется, а компоновка ЭУК производится с помощью стандартного средства разработки.

Надо четко представлять, что универсального средства для разработки оригинально задуманного ЭУК не существует. Все зависит от поставленных задач и возможностей их воплощения.

Задача программиста – исходя из поставленных задач, возможности и подготовленной автором, дизайнером и методистом информационной подсистемы ЭУК, выбрать из уже имеющихся или спрограммировать базовое программное средство разработки ЭУК.

 

Задание: проанализировать 2-3 любых программных средства или оболочки для создания курсов ДО, сравнить их в зависимости от значимых для вас критериев, возможностей технической базы, материальных вложений, сравнения оформить в виде презентации.

 

http://www.cde.spbstu.ru/CD_ED/method-rec/conten.html

www.curator.ru/method.html

www.edu.ru

www.elektronbook.ru

http://www.competentum.ru/ 

http://www.academiaxxi.ru/Meth_Papers/AO_recom_t.htm

http://www.softwerk.ru/eldoc_r.htm

http://www.bgunb.ru/bgunb/publish/articles/ar4.asp

http://www.uniar.ru/dt-docent.html

http://openedu.tversu.ru/e-books/ebooks-p1.htm

http://www.sisamara.ru/company/press_club/newsrelease/?newsrelease=46

http://nit.miem.edu.ru/2004/section/1/2.htm

http://dlc.miem.edu.ru/newsite.nsf/docs/works1.html

http://soft.intbel.ru/?TREE=EDUC&NODE=15

http://www.adlnet.org/

http://www.learnware.ru/

http://www.aicc.org/

 

назад

Hosted by uCoz