Введение              Главная                 Задание                 Ресурсы                 Заключение

 

 РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО КУРСА (ПОСОБИЯ)

 

Разработка электронных учебных курсов (пособий) в среде мультимедиа является длительным и дорогостоящим процессом, поэтому важно хорошо представлять себе все основные этапы создания компьютерного учебного курса и возможные принимаемые на каждом этапе разработки решения. На предварительном этапе осуществляется выбор учебного курса для представления в среде мультимедиа. Должны быть выявлены уже существующие курсы по данной дисциплине, определены предполагаемые затраты и время, необходимые для создания курса, а также его возможный тираж и аудитория, которой адресован курс. Тип аудитории позволяет определить общие требования к мультимедиа-курсу.

Исходя из особенностей ДО, можно предложить набор принципов разработки ЭУК:

1.    Программа курса должна содержать формулировку целей изучения курса, формировать мотивации успешного изучения дисциплины посредством разъяснения ее места и значения в системе обучения по выбранному направлению (специальности). Перечень тем и разделов дисциплины целесообразно сопроводить указанием требуемых уровней их усвоения.

2.    Учебные пособия должны удовлетворять требованиям корректного и однозначного использования терминов и условных обозначений.

3.    Учебные материалы в электронной форме должны, по возможности, создаваться в той программной среде, которую обучающийся изучил в соответствующих разделах курса информатики, предшествующих данной дисциплине. При использовании авторских программных продуктов их освоение не должно создавать существенную дополнительную нагрузку для обучающегося и отвлекать его от содержания дисциплины.

4.    Учебные материалы в электронной форме с использованием гиперсреды должны удовлетворять требованию простоты ориентации обучающихся при перемещении по ссылкам. В предисловии к учебным материалам необходимо пояснить условные обозначения, применяемые для ссылок, и дать советы по рациональным приемам навигации с использованием гиперссылок.

5.    При использовании в учебных материалах гиперссылок на ресурсы сети Интернет необходимо избегать ссылок на Web-страницы, которые требуют сравнительно большого времени загрузки. 

Методические пособия должны быть построены таким образом, чтобы обучающийся мог перейти от деятельности, выполняемой под руководством преподавателя, к деятельности, организуемой самостоятельно, к максимальной замене преподавательского контроля самоконтролем. Поэтому они должны содержать подробное описание рациональных приемов разых видов деятельности, критериев правильности решений, рекомендации по эффективному использованию консультаций.

Одна из наиболее распространенных ошибок при создании ЭУК заключается в выполнении их в виде электронной копии стандартных печатных учебников. Информационные технологии предоставляют в распоряжение преподавателя мощный набор инструментов, которые должны эффективно использоваться для достижения целей учебного процесса при ДО.  С учетом отечественного опыта разработки курсов ДО представляется, что в наиболее полном варианте ЭУК должен включать:

·   методические рекомендации по изучению курса;

·   теоретический материал;

·   практикум для выработки умений и навыков применения теоретических знаний с примерами выполнения заданий и анализом наиболее часто встречающихся ошибок;

·   виртуальный лабораторный практикум; 

·   справочный материал, глоссарий;

·   систему тестирования и контроля знаний.

Реализация каждой из составляющих ЭУК может варьироваться в зависимости от предметной области и специальности, к которым относится данный курс. Например, для технических специальностей практикум может быть представлен в виде задачника, а для экономических специальностей - в виде интерактивных деловых игр и т.п. 

ЭУК должен обладать следующими качествами:

·   развитой гипертекстовой структурой в понятийной части курса (определения, теоремы), а также в логической структуре изложения (последовательность, взаимосвязь частей);

·   удобной для пользователя системой навигации, позволяющей ему легко перемещаться по курсу, отправлять электронные письма преподавателю, переходить в раздел дискуссий;

·   использованием мультимедийных возможностей современных компьютеров и Интернет (графических вставок, анимации, звука, если необходимо и др.);

·   наличием подсистемы контроля знаний, встроенной в учебник;

·   разбивкой курса на небольшие блоки (страницы);

·   наличием глоссария (автономные справочные материалы) и ссылками на глоссарий, разрабатываемые для данного курса, отдельных его модулей или серии курсов;

·   ссылками на литературные источники, электронные библиотеки и на источники информации в сети Интернет;

·   доступностью - быстрая загрузка, без усложнения эффектами.

Для создания ЭУК можно рекомендовать следующие основные этапы работы:

·   подготовка чернового варианта текста учебника (крайне полезно иметь пособие по курсу лекций, хотя, быть может, оно будет радикально переделано в дальнейшем);

·   разработка “сценария” взаимодействия отдельных частей ЭУК (на основе рациональной структуры учебника и тщательно продуманной последовательности изложения материала, организации возможных перекрестных ссылок и т.п.), а также начальная подготовка сценария аудио- и видеосюжетов, разнообразных иллюстраций, располагаемых в тексте статически, или появляющихся динамически в процессе чтения ЭУК;

·   реализация составных частей ЭКУ на компьютере.

к началу

Hosted by uCoz